В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность — защитить их от негативного контента.
Основные источники риска в интернете
Заражение вредоносными и нежелательными программами.
К вредоносным программам относятся вирусы – это компьютерные программы, которые могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом, использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры других пользователя и по всей глобальной сети. Под «нежелательным программным обеспечением» понимаются программы, которые выполняют на компьютере некие задачи без согласия на то пользователя. Например, программы-вымогатели блокируют операционную систему и просят отправить деньги взамен на код разблокировки
Преступники и злоумышленники.
Преступники используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с молодыми людьми. Преимущественно контакты с детьми устанавливают в чатах, по электронной почте или на форумах, а затем предлагают встречу в реальной жизни.
Азартные игры в Интернете.
Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег.
Онлайновое пиратство.
Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
Раскрытие личных данных.
Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом 2/3 раскрывают свой возраст; 60% публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.
Интернет-мошенничество и хищение данных кредитной карты.
Интернет-мошенничество может осуществляться с помощью фальшивых электронных писем, в которые включается ссылка, ведущая на популярный сайт, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический сайт, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом будет использована с ущербом для пользователя. Поэтому и не пользуйтесь ссылками, приходящими в электронных письмах от неизвестных пользователей.
Неправильное формирование нравственных ценностей.
В Интернете можно встретить материалы нежелательного характера, к которым можно отнести материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантские материалы, включающие ненормативную лексику. Существуют средства фильтрации нежелательного материала, но фильтры могут только помочь в блокировании только некоторых нежелательных материалов и решить полностью проблему не могут. Поэтому взрослым важно поддерживать доверительные отношения с детьми, чтобы они без колебаний обращались за советом и помощью.
Основные правила информационной безопасности
1. Поговорите с вашими детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают, с кем общаются, что любят смотреть. Точно так же как вы не позволяете уходить из дома, не предупредив вас, куда и с кем ребенок пошел, вы не должны разрешать ему пользоваться интернетом как ему захочется.
2. Установите правила для использования интернета. Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать. Контролируйте выполнение этих правил, особенно, если компьютер находится в комнате ребенка.
3. Запретите детям распространять личную информацию. Объясните ребенку, что опасно разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также "показывать" свои фотографии. Объясните ребенку, что при общении в Интернете на чатах, форумах и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя (ник), не содержащее никакой личной информации, вместо фотографии выберите аватар.
4. Научите детей быть осторожными. Расскажите ребенку о возможных опасностях Сети и их возможных последствиях. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво они не выглядели. Приучите ребенка спрашивать то, в чем он не уверен.
5. Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с on-line знакомыми. Объясните ребенку, что никогда нельзя быть уверенным в том, кто с тобой общается.
6. Научитесь сами, чтобы затем советовать детям, как безопасно использовать интернет. Для многих родителей интернет является все еще неизвестным миром. Поэтому нам очень важно знать о том, что интернет предлагает нашим детям, чтобы затем советовать, как безопасно использовать интернет.
7. Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.
Родительский контроль Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей и семейная безопасность - установить родительский контроль.
Программы фильтрации Обзор программ и ссылки на сайты разработчиков посмотреть на сайте Лиги безопасного интернета www.ligainternet.ru
Журнал просмотренных web-страниц
Куда обратиться?
Для детей и их неравнодушных родителей существует бесплатная линия помощи «Дети онл@йн» Если ребенка оскорбляют и преследуют в интернете или ребенок стал жертвой сетевых мошенников, столкнулся с опасностью во время пользования сетью Интернет, если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в интернете, обратитесь на бесплатную линию помощи «Дети онл@йн ». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и интернет. Консультации проводят психологи и технические специалисты МГУ имени М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования МОН РФ и МГТУ им. Баумана.