Управление и алгоритмы
Содержание
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Уроки
Урок 1. Повторение курса информатики
Урок 2. Управление и кибернетика
Урок 3. Определение и свойства алгоритма
Урок 4. Графический учебный исполнитель
Урок 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
Урок 6. Циклические алгоритмы
9. Демонстрация циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка"
Методическое сопровождение к исполнителю алгоритмов "Стрелочка". Программирование циклов: нарисовать рамку по краям поля
11. Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (1 уровень сложности)
Контрольное задание на построение алгоритма с циклами для исполнителя "Стрелочка". 1 уровень сложности
Урок 7. Разработка циклических алгоритмов
Домашняя работа № 6 без дополнительных заданий
Домашняя работа № 6 без дополнительных заданий
Урок 8. Ветвление и последовательная детализация алгоритма
Урок 9. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.
ЦОР 8. Демонстрация сложного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стрелочка»
ЦОР 16. Конструирование сложного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стрелочка»
ЦОР 14. Комплексное тренировочное задание в среде «Стрелочка»
Задания к самостоятельной работе теме «Управление и алгоритмы»
Задания к самостоятельной работе теме «Управление и алгоритмы»
Урок 10. Использование рекурсивных процедур
Урок 11. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Управление и алгоритмы»
ЦОР 15. Конструирование алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя «Стрелочка».
Тренировочный тест
Урок 12. Робототехника