Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг
21.11.2024
10:49

Сайт учителя информатики Евлевой Валентины



Приветствую Вас, Гость

Управление и алгоритмы

Содержание

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.

Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.).

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.

Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.

 

Уроки

Урок 1. Повторение курса информатики

Урок 2. Управление и кибернетика

Классная работа № 1

Классная работа № 1

Домашняя работа № 1

Домашняя работа № 1

 

Урок 3. Определение и свойства алгоритма

Классная работа № 2 

Классная работа № 2

Домашняя работа № 2

Домашняя работа № 2

 

Урок 4. Графический учебный исполнитель

 

Классная работа № 3

Классная работа № 3

Домашняя работа № 3

Домашняя работа № 3

 

Урок 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

 

Классная работа № 4

Классная работа № 4

Домашняя работа № 4

Домашняя работа № 4

 

Урок 6. Циклические алгоритмы

 

Классная работа № 5 

Классная работа № 5 

9. Демонстрация циклического алгоритма "Рамка" в среде исполнителя "Стрелочка"

Методическое сопровождение к исполнителю алгоритмов "Стрелочка". Программирование циклов: нарисовать рамку по краям поля 

11. Задача в среде исполнителя "Стрелочка" по теме "Циклические алгоритмы" (1 уровень сложности)

Контрольное задание на построение алгоритма с циклами для исполнителя "Стрелочка". 1 уровень сложности 

Домашняя работа № 5

Домашняя работа № 5

 

Урок 7. Разработка циклических алгоритмов

Домашняя работа № 6 без дополнительных заданий

Домашняя работа № 6 без дополнительных заданий

 

Урок 8. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

Классная работа № 6

Классная работа № 6

ЦОР 10. Задача в среде испол­нителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлени­ем» (1 уровень сложности)

ЦОР 10. Задача в среде испол­нителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлени­ем» (2 уровень сложности)

ЦОР 10. Задача в среде испол­нителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлени­ем» (3 уровень сложности)

Урок 9. Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. 

Классная работа № 7 

Классная работа № 7 

ЦОР 8. Демонстрация сложного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стре­лочка»

ЦОР 16. Конструирование слож­ного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стрелочка»

ЦОР 14. Комплексное тренировочное задание в среде «Стрелочка»

Задания к самостоятельной работе теме «Управление и алгоритмы»

Задания к самостоятельной работе теме «Управление и алгоритмы» 

 

Урок 10. Использование рекурсивных процедур

 

Урок 11. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Управление и алгоритмы»

Классная работа № 8 

Классная работа № 8 

ЦОР 15. Конструирование алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя «Стрелочка».

Тренировочный тест

Урок 12. Робототехника